Фонематическая дислексия

Фонематическая дислексия как недоразвитая функ­ция фонематической системы

Фонематическая дислексия связана с недоразвитой функ­цией фонематической системы, т. е. системой з фона языка, в которой каждая единица характеризуется определенной со­вокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками являются твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образова­ния, участие нёбной занавески. Каждая фонема отличается от всякой другой либо одним смыслоразличительным призна­ком, либо несколькими. В тех случаях, когда фонемы отлича­ются одна от другой несколькими смыслоразличительными признаками, говорят о звуках далеких, не сходных между со­бой.

Фонематическая дислексия

Например, звуки к и з отличаются рядом признаков: спо­собом, местом образования, участием голосовых складок. Если фонемы отличаются одним смыслоразличительным призна­ком, то тогда они являются близкими, оппозиционными. На­пример, звуки сиз отличаются одним признаком (с — глу­хой, з — звонкий). В языке выделяются целые группы оппозиционных фонем (твердые и мягкие, звонкие и глухие и т. д.).

В словах условно можно выделить сочетание фонем, следу­ющих друг за другом в определенной последовательности, которое связано с семантикой, смыслом. Изменение одной из фонем в слове (косы козы) или изменение последователь­ности (липа пила) приводит к изменению смысла или раз­рушению его.

В связи с этим В. К. Орфинская выделила следующие фун­кции фонематической системы:

  • смыслоразличительная функция (изменение одной фоне­мы или одного смыслоразличительного признака приводит к изменению смысла);
  • слухопроизносительная дифференциация фонем (фонема­тическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно);
  • фонематический анализ, т. е. разложение слова на состав­ляющие его фонемы.

 

В процессе формирования устной речи у детей опора на семантику является одним из основных условий развития речевой функции (т. е. смыслоразличительная функция у говорящих детей сформирована).

— KidWorld

1 Коментар Додано

Приєднуйтесь до обговорення
  1. Привет! Это комментарий. Чтобы начать модерировать, редактировать и удалять комментарии, перейдите на экран «Комментарии» в консоли. Аватары авторов комментариев загружаются с сервиса Gravatar.
    05.01.2017 Ответить